В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. Одной из них является образовательная программа О.Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, приобщению детей к народной культуре, которая в нашем сознании постепенно приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение национального наследия. Именно уважительное отношение к народной культуре, владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них позволяют нам понять и принять глобальную сущность нации, её этнопсихологию, способы и вариативность её развития.

Одним из основных факторов духовного развития детей является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка воспитывает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создаёт настроение радости, подъёма.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключается в народной музыке. Народные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость. Создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкальных жанров фольклора.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт с ребёнком. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, обычаям.

Перед педагогами нашего дошкольного учреждения ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Фольклорные сценарии театрализованных представлений составляются с соответствием возрастных групп. Одни дети могут быть участниками постановки, другие могут быть задействованы тем, что станут участвовать в играх, петь песни, отгадывать загадки.

Праздники и развлечения дают возможность участвовать в большой игре, в котором зазвучат, оживут сказки, песни. На праздниках дети встречаются со старыми знакомыми, знакомятся с произведениями народного творчества. И в наших силах сделать так, чтобы дети были не только гостями праздника, но и хозяевами. А проводить фольклорные праздники можно и в зале, и в спортзале, в игротеках, а также на лужайке, где прекрасной естественной декорацией служит живая природа. И успех такого праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Ведь готовность к празднику – это не просто знание того, что за чем идёт и по каким правилам, но и, прежде всего серьёзное отношение ко всему происходящему.

Народные праздники дают представление о быте, обычаях народа, ведь каждый праздник земледельческого календаря проходит в строго определённый день, состоит из обрядовых действий. Надо объяснять детям, что народный праздник – это не день безделья, а сочетание труда и веселья. Раскрывая тему народного праздника, надо обращать внимание детей на изменения в живой и неживой природе, обрядовые действия, их нравственную основу. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогатит повседневную речь. Атмосфера праздника – эта та стихия, которая естественна для ребёнка. Именно здесь реализуются и развиваются огромные, далеко не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей. Разыгрывание действия позволяет детям становится маленькими актёрами, художниками, костюмерами, а главное – творцами и хранителями русских национальных традиций.

 

 

МБДОУ "Детский сад №13 "Земляничка":

214036 ул. Попова 90, (4812) 55-71-31