Консультация учителя-изо

Максимовой Татьяны Станиславовны


Огромную и незаменимую роль для развития художественного творчества играет развитие внимания. Оно многогранно. Это и простая наблюдательность, это и особое внимание к миру, связанное в то же время и с вниманием к собственным своим переживаниям, без которого невозможно зарождение художественных замыслов.

Как же развивать внимание ребенка и подготовить его к занятиям художественным творчеством?

Вы гуляете с ребенком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту падающих листьев.

Предложите найти ребенку два совершенно одинаковых кленовых листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. Внимательно разглядывая эти листья, он поймет, что листья хотя и очень похожи, но все-таки неодинаковы.

Так ребенок открывает, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он видел их очень мало.

Сравнивая, он видит многочисленные оттенки желтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок, гладкость или шероховатость поверхности и т. д. Это и станет началом развития внимания.

Подобные задания нетрудно придумать, если самим быть внимательным к тому, что нас окружает и что привлекательно для ребенка: цветы, камни, ветки, шишки...

Наблюдательность ребенка можно развить и укрепить с помощью более конкретных заданий. Выложите на стол три самых простых предмета, например - три луковицы, не очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий. Пусть ребенок внимательно разглядит луковицы, найдет отличительные признаки каждой из них, а потом выберет одну и, не говоря вам какую, нарисует ее. Но так, чтобы можно было угадать, которая из трех изображена. В работе ребенок может пользоваться тем материалом, который для него наиболее привычен: карандаш, фломастер, гуашь или мелки. Рисунок может быть цветным или черно-белым, крупным или мелким - лишь бы изображение было узнаваемо. Возможен не только изобразительный, но и словесный вариант этого задания. Пусть ребенок рассмотрит несколько похожих предметов (тех же луковиц, камней и т.п.) и расскажет об одном из них, на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идет речь.

Человеческий глаз различает огромное количество оттенков цвета: но слов для их обозначения в языке гораздо меньше. На практике мы пользуемся скудным набором цветообозначений: красный, зеленый, коричневый и т.п.

Такие обобщенные наименования цветов психологически необходимы человеку, чтобы навести какой-то порядок в своем восприятии цветового многообразия мира, быть понятым другими. Но привычные и удобные слова заслоняют и подменяют собой реальные краски мира. Мы знаем, что трава, листья - зеленые, снег - белый, небо - синее или серое, а поэтому смотреть и видеть необязательно. И взрослые методично внедряют в сознание ребенка эти стереотипы. Хорошо помогают в этом многочисленные альбомы для рассматривания, где рекомендуют ребенку обозначить, например, красным цветом флаг, мак. Предлагают тиражировать желтых цыплят, зеленых лягушат...

Чтобы этого не случилось, взрослому человеку нужно обращать внимание ребенка на многоцветность реального мира. Например, летом все листья зеленые, но положите маленький листок березы на широкий дубовый - видите какая разница? А два дубовых листа разве совсем неотличимы по цвету?

Если попросить ребенка найти два листа, которые ничего общего не имели бы между собой по форме и цвету, а затем сравнить, например, с деревом или букашкой, то ребенок увидит, что размер листьев можно считать почти одинаковым. Конечно, их силуэт отличен, но сравнивая с мячиком или домом видно, что их контур и ритм зубцов похож. Листья различные по цвету, но на фоне небесной синевы их цвет кажется сходным, а некоторые оттенки просто неотличимы.

Таким образом, ребенок вместе со взрослым выясняет сколько общего имеют между собой самые непохожие листья - особенно в сравнении с другими предметами.

Если посмотреть внимательнее вокруг себя, то можно убедиться, что между разными категориями предметов тоже есть сходство.

Кленовый лист цветом и контуром похож на корону. А как часто мы принимаем осенний лист за шляпку гриба. Красные листья боярышника вызывают ассоциации с языками пламени. Лист дерева и лист бумаги неслучайно названы одним словом. Облака - на вату, паруса, волны, корабли, животных и т.д.

Каждый предмет обладает великим множеством признаков, и каждый признак роднит его с разными предметами и явлениями жизни, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Видеть мир единым, целостным, без незаполнимых разрывов и зияний – это важная творческая способность. Способность, которая с годами слабеет, глохнет у большинства людей, если ее не развивать и не закреплять в детстве.

 

МБДОУ "Детский сад №13 "Земляничка":

214036 ул. Попова 90, (4812) 55-71-31